Начисление пенсии гражданам снг принявшим гражданство рф. Применение договора между латвийской республикой и российской федерацией Как расчитывается пенсия украинцу принявшему гражданство рф

На «горячую линию», (8 495.987 09 19), Главного управления Пенсионного фонда №5 , обслуживающего жителей, проживающих на территории САО г. Москвы и подмосковных городов Химки и Долгопрудный, в последнее время поступает много вопросов о праве на пенсию бывших граждан СНГ, живущих в России. На этот непростой вопрос отвечает начальник ГУ ПФР №5 Александр Акименко.


Он сообщил, что механизм пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, подробно прописан в соответствующих международных договорах:

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/sng.doc ;

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/moldova.doc ;

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/gruzia.doc ;

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/litva.doc ;

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/belarus.doc ;

Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/latviya.doc ;

Договор между Российской Федерации и Эстонской Республикой в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/dogrosest.pdf .


При этом он особо отметил, что для применения международных соглашений необходимым условием для назначения пенсии на территории РФ является постоянное проживание на территории России, которое подтверждается:

- паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе с отметкой о регистрации по месту жительства

- паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства; свидетельством о регистрации по месту пребывания;

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

- видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе и с отметкой о регистрации по месту жительства

Александр Акименко, также разъяснил и какие периоды работы или иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дают право на страховую пенсию по старости.

Страховой стаж засчитывается, прежде всего, гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года , -говорит Александр Акименко.- Учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Он также пояснил права граждан прибывшим из разных стран СНГ, при этом, трудовой стаж, заработанный в той или иной стране имеет свою специфику. Так, к примеру, гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия , учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Гражданам, прибывшим из Республики Литва , принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.


Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ (имеющие вид на жительство), имеют право на пенсию наравне с российскими гражданами (за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором). Это относится как к страховым, так и к накопительным пенсиям, а также к пенсиям по государственному пенсионному обеспечению (п. 1 ст. 3 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; ч. 3 ст. 4 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; ч. 2 ст. 4 Закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии»).

В остальном условия получения пенсии для иностранных граждан не отличаются от условий для граждан РФ. Так, например, право на страховую пенсию по старости имеют иностранные граждане со страховым стажем в 2020 г. не менее восьми лет, достигшие пенсионного возраста и имеющие индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не ниже 11,4 (ст. 8, ч. 1 - 3 ст. 35 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

Как оформить пенсию гражданам раннее снг получившие гражданство рф

  • 1 Положена ли российская пенсия гражданам Украины, Казахстана и Узбекистана
  • 2 Засчитывается ли трудовой стаж в странах СНГ при начислении пенсии
  • 3 Порядок оформления пенсии в России, предусмотренный для иностранных граждан
  • 4 Что ждёт иностранных граждан, если работа на территории России была временной
  • пенсии по возрасту и инвалидности;
  • компенсационные выплаты по утере кормильца;
  • все начисления и выплаты положены лицам, в независимости от их гражданства. Если они живут и трудятся на территории России, что подтверждено документально в соответствии со всеми нормами и требованиями, то они будут получать полагающиеся им социальные пособия и компенсации.

Пенсия иностранным гражданам

Для формирования пенсий таким гражданам, работодатели, принявшие их на работу с заключением трудового договора, обязаны вносить страховые взносы за каждого такого сотрудника. Подобные обязательства, наложенные законами РФ, предотвращают нарушение пенсионных прав граждан, приехавших из заграницы.

Если у вида на жительство истек срок действия, выплата страховых пенсий будет приостановлена на полгода, начиная со следующего за месяцем, в котором указанный документ стал недействителен. Если иностранец не подтвердил факт постоянного проживания в РФ, то пенсии выплачиваться не будут с месяца, в котором истек 6-месячный срок.

Получение российской пенсии иностранными гражданами

  • к страховым пенсиям (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»);
  • к накопительным пенсиям (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии») и
  • к пенсиям по государственному пенсионному обеспечению (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 N 166-ФЗ).

Отдельные категории граждан (например, работавшие с вредными и тяжелыми условиями труда, в особых климатических условиях, инвалиды по зрению или вследствие военной травмы, женщины, родившие пятерых и более детей) имеют право на досрочное назначение пенсии по старости (ст. ст. 30, 31, 32 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Получение пенсии при приобретении российского гражданства

А по закону «О трудовых пенсиях в РФ» иностранные граждане, которые постоянно проживают в РФ, имеют такое же право на трудовую пенсию, как и наши граждане. Таким образом, главным условием получения выплаты является постоянное и официальное проживание в стране.

Что называется официальным и постоянным проживанием? – По закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ» доказательством ПМЖ человека является наличие у него вида на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства. А перечень документов для назначения трудовой пенсии прописан в Законе «О трудовых пенсиях в РФ».

Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ

В случае, если в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии – независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии. Курс валюты публикуется в “Российской газете”. (Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР”)(2). При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 г. (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним (п. 11 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”(3).

Существуют и иные проблемы, с которыми сталкивают граждане, прибывшие из стран СНГ. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации своим указанием от 29 октября 1992 г. N 1-91-У разъяснило, что лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из республик, ранее входивших в состав СССР, органы социальной защиты населения производят назначение социальных выплат только в случаях их прописки на территории России или признания их в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами. Назначение социальных выплат производится при предъявлении заявителем подтверждающего соответствующий факт документа. В связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”(6) реализация права на пенсионное обеспечение по нормам международных соглашений граждан, снявшихся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, стала затруднительной, так как возникли серьезные проблемы относительно сроков назначения и получения пенсии при переезде из одного государства так называемого ближнего зарубежья в другое. Естественно, что применение пенсионного законодательства с учетом норм о гражданстве привело к существенным нарушениям пенсионных прав и к массовым обращениям за их судебной защитой(7).

Получение пенсии с видом на жительство в России

За оформлением пенсии следует обращаться заблаговременно, примерно за 60 дней. Трудовая книжка, оформленная на территории России, может не потребоваться, особенно в том случае, когда уже есть право подтверждения пенсии в другой стране. Чтобы иметь возможность получать пенсионное пособие в России, его обязательно следует переоформить по всем правилам, предусмотренным законодательством. Понятно, что после этого выдача пенсии на прежнем месте осуществляться не будет.

  • ВНЖ (скачать заявление можно здесь, образец заполнения - здесь);
  • паспорт той страны, подданным которого является гражданин;
  • страховое пенсионное свидетельство;
  • трудовая книжка российского образца;
  • справки о заработной плате за определенные годы;
  • документальное подтверждение о работе на вредном производстве;
  • справки с других мест работы, заверенные выписки из трудовых книжек;
  • бумаги о смене фамилии;
  • документальное подтверждение инвалидности.

Правила начисления пенсии для иностранных граждан в России

После подачи заявления и подготовленного пакета документов, органы МФЦ или пенсионный фонд рассматривают документы для принятия решения в течение десяти дней. В некоторых случаях органы могут запросить дополнительную документацию, которая требует времени.

При принятии отрицательного решения о выдачи пенсионного обеспечения, ответственные органы должны сообщить об этом в течение пяти рабочих дней с момента подачи документов с официальным объяснением и порядком обжалования. Прилагаемый пакет документов обязателен к возврату.

Платят ли в России пенсию иностранцам

Привлеченной рабочей силы в России становится все больше, и часто работники из бывших союзных республик трудятся здесь продолжительное время. Какие гарантии у них есть, существует ли назначение пенсии иностранных граждан в Российской Федерации и каким образом она исчисляется и выплачивается?

Обратиться в ПФР для назначения пенсии лучше за 2 месяца до наступления пенсионного возраста. Нужно отметить, что российская трудовая книжка и СНИЛС не потребуются, если право на назначение пособия уже подтверждено на территории другой страны СНГ и нужно лишь переоформить пособие, чтобы получать его в России. В этом случае начисление и выплата пенсий по прежнему месту проживания прекращаются.

Имеют ли иностранные граждане право на пенсию в России

Таким образом, наше государство прилагает огромные усилия для поддержки иностранных граждан, а возможность получения материальной помощи в старости гарантирует им достойное будущее. При этом условия установления им пенсии практически ничем не отличаются от условий, принятых для россиян. Единственным отличием является лишь обязательное наличие вида на жительство, подтверждающего постоянное пребывание лица на территории РФ.

При отказе в назначении страхового пособия орган ПФР обязан уведомить об этом заявителя в течение 5 рабочих дней с момента принятия соответствующего решения. В данном уведомлении обязательно должны быть указаны действительные причины отказа и возможный порядок обжалования. При этом весь пакет документов, поданный на рассмотрение, возвращается заявителю.

05 Июл 2018 544

Граждане стран СНГ, прибывшие на постоянное место жительства в РФ, имеют право на пенсионное обеспечение в РФ. При этом выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством РФ. Механизм пенсионного обеспечения граждан, прибывших в РФ из стран СНГ, подробно прописан в соответствующих международных договорах.

Международные договоры

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины)

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г.

Документы, подтверждающие личность, возраст, место жительства и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, в зависимости от его правового статуса на территории России

паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, по месту пребывания или фактического проживания на территории РФ при условии снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве

паспорт гражданина СССР с отметкой о регистрации по месту жительства на территории России на 06.02.1992г.

вид на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства.

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дающие право на трудовую пенсию по старости

Гражданам, прибывшим из государств - участников СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

Гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики

Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств до 1 декабря 1991 года.

Единственным актом, регулирующим порядок выплаты пенсий лицам, прибывшим на жительство в Россию из государств - бывших республик СССР, является указание Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик союза ССР".

Пенсионное обеспечение лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту жительства на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, по месту жительства на территории России делается отметка о регистрации в паспорте. В том случае, если регистрация производится по другим (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

После назначения пенсии в Российской Федерации о данном факте ставятся в известность органы, осуществлявшие пенсионное обеспечение лица по прежнему месту жительства.

Лицам, обращающимся за назначением пенсии и имеющим наряду с регистрацией по месту жительства в Российской Федерации прописку по месту жительства на территории другого государства, назначение пенсии может быть произведено независимо от факта выписки с места жительства на территории другого государства. Однако при этом истребуются сведения о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства или о том, что пенсия не назначалась.

Лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории Российской Федерации, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации либо признания беженцем или вынужденным переселенцем.

Гарантии прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения установлены Соглашением государств от 13.03.1992. Пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Государства - участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР, или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

В тех случаях, когда лицо, прибывшее на жительство в Российскую Федерацию из государства - бывшей республики Союза ССР, претендует на назначение какого-либо вида пенсии в Российской Федерации, утверждая при этом, что пенсия по прежнему месту жительства ему не назначалась и у органа социальной защиты населения есть основания предполагать, что пенсия могла быть назначена, это обстоятельство должно подтверждаться документально.

В связи с этим из органа, осуществлявшего или осуществляющего пенсионное обеспечение в государстве, где ранее проживало лицо, истребуются сведения о том, что пенсия не назначалась. При их непоступлении до истечения трех месяцев со дня обращения за назначением пенсии производится назначение пенсии со сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Если впоследствии поступают сведения, подтверждающие получение пенсии по прежнему месту жительства, рассматривается вопрос о прекращении выплаты назначенной в России пенсии (в случае, если пенсия по прежнему месту жительства выплачивается) или продолжении выплаты назначенной в Российской Федерации пенсии (если ее выплата по прежнему месту жительства прекращена).

Пример 10.1. За назначением социальной пенсии обратилась женщина 70 лет, переселившаяся в Россию из Узбекистана. По сообщению заявительницы, по прежнему месту жительства пенсия не назначалась.

Поскольку женщина давно достигла общеустановленного пенсионного возраста и можно предполагать, что ей в Узбекистане устанавливалась пенсия, производится запрос соответствующих сведений из компетентных органов Узбекистана. При поступлении необходимых сведений женщине назначается социальная пенсия, о чем органы социального обеспечения Узбекистана ставятся в известность.

Лицам, которым пенсия была назначена по законодательству Российской Федерации, впоследствии выехавшим на жительство на территорию какого-либо из государств - бывших республик Союза ССР и затем вновь возвратившимся в Россию, производится возобновление выплаты ранее назначенной пенсии.

Лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.92, назначение пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца производится в порядке, предусмотренном п. 1 письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.94 N 1-369-18.

Пример 10.2. Гражданин Н. прибыл на жительство в Россию из Таджикистана. Пенсия на территории Таджикистана выплачена 20.11.1993 по 31.03.1993. Гражданин Н. зарегистрирован по месту жительства на территории Российской Федерации. 21.11.1993 обратился за назначением пенсии.

Пенсия при изложенных обстоятельствах будет назначена с 01.05.1993.

Пример 10.3. Гражданин К. прибыл на жительство в Российскую Федерацию из Казахстана. Пенсия на территории Казахстана выплачена 10.10.1993 по 31.01.1994. Гражданин К. зарегистрирован по месту жительства на территории Российской Федерации. 15.10.1993 обратился за назначением пенсии.

Пенсия при изложенных обстоятельствах будет назначена с 01.02.1994.

Пример 10.4. Гражданин П. прибыл на жительство в Российскую Федерацию из Беларуси. Пенсия на территории Беларуси выплачена 20.07.1993 по 31.01.1993. Гражданин П. зарегистрирован по месту жительства на территории Российской Федерации. 21.11.1993 он обратился за назначением пенсии.

Пенсия при изложенных обстоятельствах будет назначена 01.02.1994.

В случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13.03.92, Центральным банком РФ не установлен (например, переходных денежных единиц, а также национальной валюты Туркменистана - маната и др.), соответствующие суммы заработка, выплаченные, в частности, в манатах, исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пример 10.5 . Для назначения пенсии в Российской Федерации представляется заработок за 24 последних месяца работы (с 01.02.1993 по 31.01.1995) перед обращением за назначением пенсии. Работа протекала в Туркменистане. При этом заработок за период работы с 01.02.1993 по 30.10.1993 указан в рублях. За период с 01.11.1993 по 31.01.1995 - в манатах.

В этом случае при исчислении пенсии принимается во внимание, что национальная валюта Туркменистана - манат - введена на территории этого государства с 01.11.1993. Поскольку курс данной валюты к рублю Центральным банком РФ не установлен, соответствующие суммы заработка исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено при представлении дополнительных сведений о заработке за периоды работы, предшествующие введению данной национальной валюты.

При представлении лицами, переселившимися на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, сведений о заработной плате в рублях, в том числе за периоды, когда на территории этих государств действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты. И уже с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсии по представленным сведениям о заработке.

Пример 10.6. Для назначения пенсии представлена справка о заработке, выданная на территории Азербайджана, за 24 последних перед обращением за назначением пенсии месяца работы (с 01.02.1993 по 31.01.1995). Все суммы заработка указаны в рублях.

В этом случае принимается во внимание, что национальная валюта Азербайджана - манат - с 01.01.1994 являлась единственным платежным средством на территории этого государства. Следовательно, за период с 01.01.1994 по 31.01.1995 соответствующие суммы заработка должны указываться в манатах. Данное обстоятельство является основанием для исключения из подсчета сумм заработка за указанный период. Исчисление пенсии производится при представлении сведений о заработке за 24 месяца работы, предшествующих введению национальной валюты на территории Азербайджана.

В случае, если лицо, обращающееся за назначением пенсии, работало на территории государств - бывших республик Союза ССР в течение двух последних лет перед обращением за назначением пенсии в Российской Федерации, но соответствующие сведения о заработке не могут быть представлены, несмотря на предпринятые действия по их истребованию, в учитываемый период, по желанию этого лица, можно включать месяцы, сведения о заработке за которые отсутствуют, и исчисление пенсии производить из заработка за имеющиеся месяцы путем его деления на 24.

Если документы, подтверждающие заработок за любые 60 месяцев работы, также не могут быть представлены и к их получению принимались все необходимые меры, по желанию лица, обращающегося за пенсией, пенсия может быть исчислена путем деления заработка за имеющиеся месяцы на 60.

Сумма пенсии, подлежащая выплате, определяется без учета компенсационной выплаты и районного коэффициента. Без учета районного коэффициента определяются и полагающиеся надбавки к пенсии.

Документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств - бывших республик Союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. Форма документов может быть произвольной.

Имеет некоторые особенности подтверждение трудового стажа в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из Республики Армения.

Трудовой стаж, установленный специальными комиссиями, созданными Правительством Республики Армения (государственным управлением по вопросам беженцев Республики Армения) или районными (городскими) Советами народных депутатов, принимается во внимание при назначении пенсии.

Документы, оформленные на иностранных языках, принимаются при назначении пенсии при условии их перевода на русский язык, если верность перевода (подлинность подписи переводчика) засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.

По сообщению Министерства благосостояния Латвии, компетентные органы этого государства не представляют пенсионные дела лиц, выехавших с территории Латвии.

Вместо пенсионного дела представляется справка, содержащая информацию, необходимую для назначения пенсии в том государстве, где проживает пенсионер.

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на постоянное место жительства в Россию из государств - республик бывшего СССР

Законодательные акты, регулирующие условия и нормы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Россию из республик бывшего СССР

    Федеральные законы Российской Федерации:

    Международные договоры:

    • Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);

      Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г. (вступило в силу 4 декабря 1995 года);

      Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. (вступило в силу 28 июня 2002 года);

      Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г. (вступило в силу 29 мая 2001 года);

Документы, подтверждающие личность, возраст, место жительства и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, в зависимости от его правового статуса на территории России:

    Паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, по месту пребывания или фактического проживания на территории РФ при условии снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве (см. вопрос 28 и 29 Обзора практики применения пенсионного законодательства за 4 кв. 2003г.);

  • паспорт гражданина СССР с отметкой о регистрации по месту жительства на территории России на 06.02.1992г.;
  • Вид на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства.

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дающие право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Законом от 17.12.2001г. №173-ФЗ:

    Лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

    Лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 10 февраля 1995 г. и Соглашения от 16 мая 1997 г., учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республик Молдова или Грузия (в том числе до вступления в силу указанных Соглашений), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в трудовой (страховой) стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

    Лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государства - участника Соглашения от 29 июня 1999 г., принимается во внимание страховой (трудовой) стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству государства каждой из Сторон, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом (трудовом) стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

    Лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. N 88-16). Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы, включаемые в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав на 01.01.2002г.

В общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - республиках бывшего СССР до 1 января 2002 года.

При этом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства должно быть соблюдено условие, предусмотренное статьей 98 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которой работа за границей после 1 декабря 1991 года включается в общий трудовой стаж, если не менее двух третей его требуемой продолжительности приходится на работу в СССР.

Заработок для оценки пенсионных прав на 01.01.2002г.

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР и осуществлявшим до 1 января 2002 года на территории Российской Федерации трудовую деятельность, производится из заработка за любые 60 месяцев подряд либо из заработка за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае если в государствах - участниках данного Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса на 01.01.2002г.

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии при применении Соглашения от 10 февраля 1995 г. и Соглашения от 16 мая 1997 г. осуществляется из заработка (дохода), имевшего место в Российской Федерации, после переселения.

Для граждан, которые после переселения на территорию Российской Федерации не работали или не имеют минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии в Российской Федерации.

При невозможности определения среднемесячного заработка в указанном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории Российской Федерации.

В этом случае во внимание следует принимать сведения о заработке по аналогичной должности или о среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за декабрь 2001 года в размере 1671 руб., утвержденной Правительством Российской Федерации для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, и соотносить с заработком по стране за аналогичный период (1671 рубль).

При исчислении расчетного размера трудовой пенсии гражданам - участникам Соглашения от 29.06.1999 учитывается заработок в рублях (СССР или РФ) в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 30 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ.

Лицам, которые после переселения на территорию РФ не работали, расчетный размер трудовой пенсии может определяться с учетом среднемесячной заработной платы в Российской Федерации для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденной Правительством (1671 руб.), которая соотносится с заработком по стране за аналогичный период (1671 руб.).

При исчислении расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств до 1 декабря 1991 года.